НАШИ КОНТАКТЫ
8 (917) 898-62-81

Садовые скульптуры

Скульптура украшала еще сады древнего Рима. Именно сочетание природного ландшафта с садово-парковой скульптурой, водоемами и рукотворными уголками природы сделало классические итальянские сады шедевром. В наше время европейская культура ландшафтного дизайна прочно укоренилась и в российских садах, делая их оригинальными и элегнатными. Взглянем на наиболее распространенные элементы садовой скульптуры.

КЛАССИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И СТАТУИ

Человеческая фигура из природного камня подойдет для большого сада. Для небольших садов лучше подбирать скульптуру меньшего размера. Многие владельцы любят украшать сады ангелочками с крылышками, так называемыми путти (по-итальянски putti младенец), это излюбленный декоративный мотив эпохи Возрождения. Увитая розами арка или шпалера — самое подходящее обрамление для статуи ребенка или ангела. Розы и скульптуры вместе смотрятся идеально.

Попарно расположенные скульптуры, в том числе шары или вазоны, могут использоваться в качестве обрамления дорожек, лестниц и входов, делая их особенно выразительными.

В затененных местах хороши скульптуры из светлого материала, как бы освещающие эти части сада.

Любопытно выглядят в саду фрагменты старых скульптурных украшений, обломки колонн, куски карнизов и капителей колонн. Лучше разместить их на газоне или на мощении так, чтобы на них падала тень от листвы, придавая им пущую таинственность.

КЛАССИЧЕСКИЕ ВАЗЫ

Классические садовые вазы логично вписываются в растительные композиции или размещаются на перекрестке мощеных дорожек. Они интересны как садовые элементы сами по себе, даже без растений, посаженных в них. Могут быть из натурального камня, шамота, иногда из бетона, покрытого каменной крошкой, цинка, бронзы, чугуна. Контейнеры и вазоны ставят вдоль лестниц, около дверей, в конце аллеи, по периметру террасы, их часто размещают на постаментах. Цвет их может быть натуральным, но если хочется окрасить их, выбирайте нейтральные тона, такие как серый, серо-голубой или темный бронзово-зеленый.

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Главное правило при выборе таких скульптур — оригинальность художественного воплощения, излишне реалистичное изображение животного не всегда выглядит интересным, этого лучше избегать.

Сегодня скульптура проникает во все уголки садового участка и украшает не только его парадную часть. Миниатюрных животных и птиц расставляют на газонах, клумбах, рядом с водоемами и внутри патио, делая это с учетом их природных особенностей: лягушки, аисты и утки хороши у пруда и ручья, кролики и овечки — среди травы, кошка — на выступе стены или на подпорной стенке. Скульптуры помогают в расстановке акцентов. Они управляют движением взгляда, их используют для выделения ключевых точек композиции, формирования ритма пейзажа.

В современном малом саду скульптура чаще всего не доминанта, а просто приятный сюрприз, она прячется среди растений и открывается лишь внимательному глазу.

АБСТРАКТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Абстрактная скульптура не изображает ничего конкретного, представляя собой композицию из линий, геометрических фигур и объемов, она воплощает в материале какую-то идею или фантазию художника.

Иногда скульптурные изображения становятся идейной основой сада, они сами по себе представляют художественную ценность, а растения и ландшафтные композиции являются всего лишь дополнением к ним.

Концептуальность — отличительная черта авангардных садов, несомненно, определяющая характер скульптурных форм. Скульптуру различной высоты нужно рассматривать с разного расстояния: работу высотой 1 м лучше созерцать, отойдя на 2–3 м, а высотой 2,5 м — уже на 6–10 м. Восприятие зависит и от цвета поверхности — чем она светлее, тем больше дистанция, с которой можно разглядеть ее детали и фактуру поверхности. Глянцевая поверхность фигур создает впечатление холодности, отстраненности от зрителя, матовые, шероховатые поверхности (например из шамотной глины) выглядят спокойнее и дружелюбнее.

СКУЛЬПТУРЫ ДЛЯ СТИЛИЗАЦИИ

В саду японского стиля наряду с камнями, водой, хвойными и лиственными растениями большое значение имеют скульптуры и архитектурные элементы — пагоды, фонари, цукубаи, мосты, изгороди, скамьи, чайные домики, беседки. Вместе с растениями они создают гармоничный ансамбль, придавая саду атмосферу умиротворенности и тонкой красоты.

Каменные фонари, пожалуй, самый популярный декоративный элемент российского сада в японском стиле. Если в вечернее или ночное время в них зажечь обыкновенную свечу, сквозь узорные прорези светильника будет пробиваться колеблющийся свет, освещая окружающие растения и камни. Также неким воплощением пагоды может послужить абстракная композиция из положенных друг на друга камней.

ШАРЫ, КАМНИ, ВАЛУНЫ И КОРЯГИ

Скульптурой может стать и камень интересной формы на постаменте, необыкновенная коряга, кубы и шары из шамота и других материалов. Бывает что коряги и части стволов деревьев выглядят необыкновенно эффектно, их формы причудливы, они гармонично смотрятся в растительном окружении. Особенно хороши те, что взяты с берега моря или реки, отполированы водой и высушены ветрами.

Камни являются столь же полноправным элементом ландшафта, что и растения,
они хорошо расставляют акценты. Природный камень с потрясающим рисунком поверхности в сочетании с двумя-тремя такими же прекрасно дополняеи растительные композиции.

Шаровидная форма приковывает взгляд. Каменные шары усиливают впечатление от группы растений, их правильная геометрия контрастирует с произвольными растительными формами. Шары также могут быть выполнены не только из камня, но и из дерева и шамота, а также скручены из срезанных плетей девичьего винограда или хмеля, побегов клематиса.

ДЕРЕВЯННЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

Деревянные скульптуры вырезают из цельного ствола дерева, плетут из веток, со-
бирают из сучков. У входа в лесную часть сада можно поставить сучковатую скульптуру, напоминающую лесное животное или сказочного персонажа. Детская площадка — подходящее место для фигур зверей и героев сказок.

ОБИХОДНЫЕ ВЕЩИ В КАЧЕСТВЕ СКУЛЬПТУРЫ

Творчески мыслящие натуры иногда делают садовую скульптуру из самых простых и обыденных вещей. Берут, например, остов от стула, вместо сиденья устраивают клумбу с цветами и устанавливают в подходящем месте сада, получается вполне симпатично.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ

Материалом для классической садовой скульптуры служил камень (мрамор и гранит) и металл (бронза и медь). Сейчас скульптура выполняется не только из традиционных материаловчасто используется шамотная глина, дерево, бетон, проволока, стекло и даже пластик.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ

Если вы решили украсить свой сад скульптурой, неплохо знать некоторые правила ее размещения.

Первое и основное — это соблюдение пропорций. Крупные скульптуры подходят
для большого сада, но это не значит, что в малом саду скульптуры должны быть маленького размера, мы украшаем сад, а не кукольный домик. Не годятся для сада комнатные украшения, здесь они просто теряются, в саду масштабы более крупные. Скульптуры не должны быть и чересчур велики, чтобы не подавлять то, что расположено рядом. Крупные предметы сами бросятся в глаза. Чтобы привлечь внимание к небольшим, но интересным вещам, разместите их на постаментах или колоннах. Каждая деталь небольшого пространства должна быть уместной и соответствовать его масштабу.

Аксессуары в саду лучше размещать так, чтобы из одной точки был виден лишь один элемент украшения, не отвлекая внимание от другого. Будет жаль, если тщательно подобранные украшения потеряются в общей массе.

Скульптуры должны привлекать внимание к наиболее выигрышным уголкам сада.

Скульптуры могут использоваться как фокусные точки в саду или для создания баланса, когда некая фигура, женская или детская, стоящая, сидящая или лежащая, уравновешивает массу растений с другой стороны сада. Помещенные в начале дорожки, фигурки как бы приглашают погулять по ней.

Прежде чем устанавливать скульптурное изображение, подумайте о его уместности именно в этом месте, нелепые или излишне вычурные скульптурные украшения дискредитируют сад.

Несколько скульптур могут задать тематику сада, разделить его на зоны или, наоборот, собрать в единое целое. Размещая скульптуру, поиграйте с тенями и пятнами света. В гуще посадок всегда остаются части пространства, свободные от листвы. В зависимости от расположения солнца его лучи проникают сквозь эти «окна» и расставляют то одни, то другие акценты — солнечное пятно медленно ползет по саду. Если свет упадет на скульптуру — она засияет, потом он сместится — и изваяние спрячется в тень.

Скульптура удачно разместится в конце аллеи, где по мере приближения к ней все
отчетливее проступают детали. Скрытая в зарослях, она явится взору внезапно. Если скульптура устанавливается у водоема или в его глубине, важно продумать ее отражение.

Так же как и пейзаж, скульптура меняется в зависимости от времени суток,
от того, идет ли дождь или светит солнце, впечатление от нее зависит и от сезона,
так как меняется растительное окружение, на фоне которого она смотрится, зритель осматривает ее с разных точек и с разного расстояния.

По материалам книги "Современный дизайн дачного участка" Т. Шиканян